Рав Ицхак Зильбер - самый знаменитый праведный праведник в русскоязычном иудаизме. Он знаменит тем, что, рассказывает о самом себе, что в сталинском концлагере несколько лет тайно соблюдал сложные законы Талмуда в том числе умудрялся тайно не работать на еврейские праздники. И ему верят все религиозные евреи. Его называют:
- человек-легенда, наиболее выдающийся «русский» раввин (редакция Центра изучения Торы)
- Один из 36 скрытых иудейских праведников, благодаря праведной праведности которых, еврейский Бог не уничтожает мир (так рава Зильбера называют все известные раввины, например святой старец-мудрец-праведник иудаизма Рав Элияшив)
- один из 10-ти праведников, которых лично Бог знает по имени (Авром Шмулевич)
- гигант Торы (Равин-шахматист-поэт Арье Юдасин)
- на его плечах стоит планета (Равин-шахматист-поэт Арье Юдасин)
- человек-маяк (Рав Йоэль Шварц)
- луч света для тысяч и тысяч евреев (Рав Йоэль Шварц)
- сияющий облик гаона (гения) и цадика (праведника) рава Ицхака Йосефа Зильбера, на чей свет шли многие евреи (Рав Йоэль Шварц)
- Бобрый ангел ... с наивными и чистыми глазами... Если надо — полетит на Луну (Из послесловия Эли Люксембурга к первой книге рава Зильбера, которое рав Зильбер из скромности вставил сам себе в свою книгу)
- "полицейский Цви, когда рава Ицхака видел, полы пальто ему целовал, не смел руку целовать – так его любил" (вспоминает Иегуда Гордон, главный раввин репатриантов иерусалимского раввината)
Он написал главную книгу своей жизни "Чтобы ты остался евреем". На стр. 199 - 200, издания 2008 года он пишет, как он отмечал тайно Хануку в Гулаге при Сталине:
Я разделил свечу на 8 частей, рассчитав чтобы каждая горела полчаса. Надзиратель заходит в камеру каждые 15 минут, а ханукальные свечи должны гореть не менее получаса.
Я собирал всех пятнадцать евреев в одой из умывален, запирал дверь, зажигал свечу и выливал на пол ведро воды. Через четверть часа (он и в умывальники приходил четырежды в час) стучит надзиратель. Я говорю:
-- Извини, пол мою. Только что воды налил - тебе не войти. Подожди минут пятнадцать.
В эти пятнадцать минут я выполнял возглашение о чуде. ... Так мы провели восемь дней Хануки. Все как положено.
Мне не понятно, почему надзиратель будет верить арестованному еврею, что он не сможет войти из-за воды на полу? Он что, босиком ходит и боится простудиться? Он нежный младенец?
И что значит "только что воды налил - тебе не войти"? Он что, воды налил выше человеческого роста? Надзиратель боится утонуть? Он плавать не умеет? А охранник поверил что в умывальнике настоящий всемирный потоп?
И если ему не войти, то что ему мешает просто посмотреть, не входя? Если он откроет дверь то прорвет плотину?