вторник, 21 июня 2011 г.

Зачем шабес-гоям носить за шестерых воду по субботам в Гулаге вместо Зильбера?

В статье "Я принадлежу моему другу, а мой друг мне" самый почитаемый в иудаизме праведный раввин и гигант Торы рав Ицхак Зильбер, благословенной памяти, на плечах которого по мнению иудейского поэта-шахматиста Арье Юдасина, стоит планета, пишет:
Я ведь взялся воду таскать в одиночку, чтобы соблюдать субботу. Три тысячи человек, которые любят после работы основательно помыться, так просто водой не обеспечишь. Водопровода-то нет. Воду приходится носить ведрами от реки. Я начинал в шесть утра, а кончал уже темной ночью. 
Стал не ходить с ведрами, а бегать! Вместо часа добегал до места за 45 минут. Каждый час заскакиваю в барак и, если нет надзирателя, ныряю за занавеску и читаю Тору, пророков и мишну. И так 12 раз по 15 минут. В пятницу до захода солнца я приносил столько, чтобы и в умывальниках, и на стройке, и в столовой хватало до полудня субботы – больше не успевал
А на оставшуюся часть субботы договаривался с заключенными (в основном с жуликами, отлынивавшими от общих работ), чтобы они принесли недостающее количество воды. Расплачивался с ними либо пятеркой, либо пайкой хлеба, либо еще чем-нибудь из еды.
Итак, в пятницу он носил воды с запасом на пол субботы. Поскольку выше он пишет, что в будний день он делал 12 ходок за водой, то в пятницу делал 18 ходок – на всю пятницу и запас на полсубботы. Причем, в пятницу он не мог работать как обычно до полвосьмого. Работал до полчетвертого -- до захода солнца осенью-зимой. (В иудаизме суббота начинается в пятницу вечером с заходом солнца).