суббота, 8 января 2022 г.

Разбираем "Справку о численности Красной Армии, пополнении и потерях за период с начала войны по 1 марта 1942 г"

Если вы поищите официальные российские данные по потерям Красной Армии за 1941 год, то, найдете цифру от 3 до 3.5 миллионов. 

Почему я говорю российские данные, а не советские? Потому что советская власть до последнего скрывала военные потери не то что за 41-й год, а, даже, за всю войну. Говорили только об общих (с гражданскими). При Сталине общих потерь было всего... 7 миллионов, при Хрущеве и Брежневе оказалось втрое больше - 20 миллионов, не говоря, сколько из них военных, при Горбачеве - 28 миллионов. И опять скрывая сколько из них военные.

О реальных ВОЕННЫХ потерях за 1941 год можно попытаться узнать из официального архивного документа "Справка о численности Красной Армии, пополнении и потерях за период с начала войны по 1 марта 1942 г"

Справка подписана 1 мая 1942 г. начальником организационно-учетного отдела Оперативного управления Генерального штаба Красной Армии полковником Ефремовым. 

Архивные координаты документа: ЦАМО. Ф. 14. Оп. 113. Д. 1. Л. 228-238.

Впервые опубликовано в книге С.Н. Михалева, "Людские потери в ВОВ. Статистическое исследование", Красноярск, РОИ КГПУ, 2000 г.

Затем ее понес в массы еврей Марк Солонин (пусть убирается от нас в свой Израиль), выложив на своем сайте 27 сентября 2008 года. https://www.solonin.org/doc_spravka-o-chislennosti-krasnoy 

Давайте разбираться в этой справке. 

Цитата: 
1. К началу войны общая численность Красной Армии равнялась 4 924 000 чел., из них призванных на большие учебные сборы до объявления мобилизации 668 000 чел
На всякий случай сообщу для тех, кто не знает, что мобилизация была объявлена не 22-го, а 23 июня 1941 года. А упомянутые 668 тыс. - это не по мобилизации, а призванные на учебные сборы еще до начала войны, и попавшие автоматически с учений на настоящую войну.
2. С начала войны и до 1 августа в состав Красной Армии поступило 2 456 000, из них маршевого пополнения - 126 000 и в составе соединений и частей - 2 330 000 чел. 
Тут надо объяснить тем, кто не знает, что такое "маршевое пополнение". Это поступление новых бойцов в уже действующие части и соединения вместо выбывших по ранению или гибели. То есть эта цифра примерно соответствует реальным потерям по всем причинам. Это прибывшие на место убывших. Почему я говорю примерно, а не точно, потому что не всегда удается на 100% компенсировать потери личного состава.

В противоположность этому существует пополнение "в составе соединений и частей". Это вступление в состав армии новых сформированных соединений и частей, а не пополнение уже действующих. Эта цифра не говорит о потерях вообще. 

Итого, численность Красной Армии на 1 августа 1941-го года 4 924 000 + 2 456 000 = 7 380 000. Это должно быть в армии без учета потерь. А что было на 1 августа фактически, то есть, с учетом потерь? 

Читаем: 
По состоянию на 1 августа 1941 г., то есть, сорок дней спустя после начала войны, фактическая численность Красной Армии равнялась 6.713.000 чел.

Значит, за первые 40 дней войны потери по разным причинам составили 7 380 000 - 6.713.000 = 667 000

из них: на действующих фронтах 3.242.000 чел., и в округах 3.464.000 чел.

Потери за этот период равнялись 667.000 чел...

В справке подтверждена вычисленная выше мною цифра потерь за первые 40 дней войны. 

3. Маршевого пополнения с начала войны по 1 декабря включительно было получено 2.130.000 чел., из них по месяцам:
-за июль 126.000,
-август 627.000,
-сентябрь 494.000,
-октябрь 585.000,
-ноябрь 299.000 чел.

Странно. Если сложить все цифры по месяцам, то, получится, на 1 тысячу больше - не 2130 тыс., как указано выше, а 2131 тыс. Мелочь, конечно. Наверное, округлили.

Давайте разберемся с маршевым пополнением, чтобы не запутаться. Выше в справке говорилось что на 1 августа маршевое пополнение составило 126 тысяч. А теперь говорится о маршевом пополнении 2.130.000 чел. с начала войны аж до 1 декабря. Значит, за 4 месяца (август, сентябрь, октябрь и ноябрь) маршевое пополнение составило 2130 тыс - 126 тыс. = 2 004 тыс.

Обратите внимание, что до 1 августа говорилось и о маршевом пополнении и о новых формированиях, а после августа ничего не говорится о новых формированиях, а, только лишь о маршевом пополнении старых. То есть, либо, после первого августа и до 1 декабря ничего нового уже не создавалось, либо информации нет, либо составитель записки упустил эту цифру. 

Теперь мы можем вычислить номинальную численность КА на 1 декабря. Просуммируем 4 924 000 на начало войны, 2 456 000 пополнение маршевое и в составе новых соединений и частей на 1 августа и 2 004 000 - маршевое пополнение с 1 августа по 1 декабря. Итого 9 384 000.
Численность Красной Армии на 1 декабря равнялась 7.734.000 чел., из них на фронтах 3.267.000, в округах 4.527.000 чел.
Странно. В решающий момент битвы за Москву на фронтах меньше солдат, чем в округах. Насколько я понимаю, в округах они проходят срочную подготовку по разным военным специальностям. Но, это не точно. 

Еще странность. Что значит "численность"? Номинальная (сколько должно быть с учетом мобилизованных) или фактическая? Раньше они указывали тип численности, а тут нет. Вот и сиди думай. 

Но, поскольку я выше вычислил номинальную численность (более 9 млн), а тут указана значительно меньшая цифра, то по идее, они указали фактическую численность.

А что с потерями на 1 декабря? Выше я вычислил номинальную численность КА без учета потерь, а только с учетом наличия до начала войны и пополнения обоих типов. Я насчитал 9 384 000. А, фактически, по справке, имеем 7 734 000. Значит, потери составили 9 384 000 - 7 734 000 = 1 650 000. Это по моим вычислениям. А что с потерями по справке?

Общие потери с 1 августа по 1 декабря составляли примерно (точных данных нет) 3.377.000 чел.

Зачем нам потери именно с 1 августа, а не с самого начала войны, с 22 июня? Я пока не понял. Но, зато, мы можем вычислить потери с 22 июня. Выше в справке было указано, что с начала войны до 1 августа потери с оставили 667 000. Осталось сложить потери до 1 августа и с 1 августа до 1 декабря 667 000 + 3.377.000 = 4 044 000. Это все потери за первые 5 месяцев войны. 

Но, по моим вычислениям потери в 2.5 раза меньше (1.65 млн) или на 4.044 - 1.65 = 2.394 тыс. 

В чем причина такого расхождения? Я точно сказать не могу, но, думаю, что полковник Ефремов посчитал пополнение новыми частями и соединениями с 1 августа по 1 декабря, которые в записке он не указал. 

а за ноябрь (примерно) 875.000 чел., или 27% к численности действующих фронтов.