суббота, 23 августа 2025 г.

Стояние Зои. Особый взгляд на эту историю Льва Худого

Первое упоминание этой истории по "свежим следам" - фельетон в местной газете "Волжская Коммуна" за 24 января 1956 года. Название - "Дикий случай". Автор - "В.Кулагин". Кто он такой - не известно. Скорее всего, вымышленный на один раз псевдоним. Кто за ним скрывался - науке не известно. 

Сам текст полностью я добавлю в конце. А пока буду анализировать важные моменты из него.

Что утверждается в фельетоне по сути дела? Что не было ничего, кроме распространяемых верующими старушками сплетен, на которые повелись доверчивые граждане. Из-за чего вокруг одного дома образовалась большая толпа "простаков" а затем и милицейское оцепление дома.

Для начала отмечу кое-что очень важное, чего нет в фельетоне и на что никто из известных мне исследователей этой истории не обращал внимания. Не сказано заходил ли сам автор фельетона в "нехорошую квартиру" посмотреть на чудо, чтобы лично убедиться, что ничего там нет, а все это "сплетни"? Допустим, там нет окаменевшей девушки, а есть какая-то статуя, которую приняли за окаменевшую девушку? Может, там стоял манекен, одетый в снегурочку, ведь дело было в январе. Ну, хоть что-то. В общем, объективности никакой, если он сам не проверил. 

Я уверен, что автор фельетона не мог сам не проверить "сплетню", раз уж собрался писать разоблачение. Наверняка, заходил и убедился в чуде. Но, не написал об этом, потому что его цель была высмеять чудо, а не разобраться объективно. Прямо врать не захотел, а, потому, скрыл, что он заходил в квартиру, ибо то, что он там увидел, противоречило его задаче.

Я с таким поведением отрицателей чуда сталкивался не раз. Например, один из самых выдающихся советских, а затем российских физиков, профессор Владимир Борисович Брагинский из МГУ, известный своим вкладом в детектирование гравитационных волн, предсказанных  еще Эйнштейном, лично проверял сверхспособности Нинель Кулагиной, лично поставил подпись на документе о том, что он не заметил за ней мошенничества, лично на своей шкуре физически проверил способность Нинель Сергеевны оставлять ожоги своей ладонью, что заснято на кинопленку, оцифровано и выложено в Ютюб, но, через много лет, когда Нинель Кулагина скончалась, он стал подло в СМИ обвинять ее в шарлатанстве, ссылаясь на вымышленные свидетельства других людей, подло скрывая при этом, что сам лично убедился на своей шкуре в ее сверхспособностях. Надеялся, что видео с ожогом на его руке никто не увидит. Подробности тут https://goo.gl/Kt7hnu - кто не прочитает, тот дурак!

И это было в наше демократическое время, а что уж говорить о советских СМИ в 50-х годах, когда вышла статья о стоянии Зои. Ничего кроме отрицания любого чуда не предусматривалось.

Можно подумать, что автор фельетона вообще не местный, а, потому, не мог физически зайти в квартиру убедиться, что нет никакого чуда. Но, это не так. Он утверждает, что подходил к толпе окружавшей дом, и разговаривал примерно с 30 людьми. Что выглядит идиотизмом. Вместо того, чтобы зайти в дом с кем-то из этой толпы и убедиться всем вместе, что ничего там нет, он разговаривает с людьми снаружи, которые не могут ни подтвердить чудо, ни опровергнуть. 

И еще в том фельетоне нет никакой Зои. Имя остолбеневшей девушки не названо. Так же, не указано, как звали ее парня, который не пришел на вечеринку. По современной версии легенды его звали Николай. Даже, если имена вымышленные, это не влияет на реальность самой истории. Какая разница как звали девушку Зоя, Сара или Ривка?

А что из конкретики в фельетоне есть? 

1. ФИО хозяйки квартиры, где произошло событие - Циля Пинхасовна Блантер... Ой, простите ошибся, Клавдия Петровна Болонкина.

2. Точный адрес - город Куйбышев, улица Чкалова и номер квартиры - 5. (Номер дома не указан, но, заявлено что его знал тот, кто составил легенду).

3. Указана дата, когда появилась легенда. А точнее, дата, когда посмотреть на чудо пришла первая паломница. Ранее утро 18 января 1956 года. Имя паломницы не указано. О ней сказано только что она верующая беззубая старуха. От нее якобы и узнала хозяйка квартиры Клавдия Петровна Болонкина о существовании легенды, привязанной, почему-то, именно к ее квартире. 

4. Возле того дома в тот же день 18 января собралась первая толпа в несколько десятков человек. Толпу организовала та самая паломница в ответ на отказ Болонкиной пустить ее в свой дом посмотреть на окаменевшую девушку.

5. Власти установили усиленную охрану дома, в том числе, аж конную милицию. 

6. В дом пустили людей из толпы. Они убедились, что никакого чуда в доме нет, сообщили об этом толпе. На какой день произошло это - не сказано. 

7. В пике толпа достигла несколько сотен человек.

8. Толпа просуществовала не более 4 дней и стала быстро рассасываться. 

Что еще не написал автор фельетона? Он не написал сняли ли милицейское оцепление дома. Если сняли, то, когда? Как и многие другие лживые разоблачения, оно не полно и не закончено. Остаются вопросы без ответа к самому разоблачению чуда.

Теперь изучаем детали.

В самом начале автор фельетона описывает, как легенда перекочевала из узкого круга безумных суеверных старух в общественное пространство относительно здоровых людей:
К Клавдии Петровне Болонкиной, расчищавшей рано утром снег возле своего дома на Чкаловской улице, подошла старушка. Шамкая беззубым ртом, она спросила: 
- Это какая улица? 
Клавдия Петровна ответила. 
- А дом? 
Клавдия Петровна назвала и номер дома. 
- А кто хозяйка пятой квартиры? 
- Я. 
- Ну, тогда, дочка, пойдем скорее, покажи ее, несчастненькую... Ах, какой грех!.. Ах, какое наказание!..

Озадаченная женщина не знала, что и ответить. А старуха, между тем, всё говорила и говорила. Из её слов следовало, что не иначе, как в квартире Клавдии Петровны, находится «окаменевшая отроковица», и что об этом бабушке еще вчера поведала «болезная Аграфена, на которую почти каждый вечер нисходит божья благодать».

Поняв, наконец, что перед ней суеверный человек, чье воображение поражено выдумкой какой-то кликуши, Болонкина сказала: 

- Никакой тут окаменевшей отроковицы не было и нет. Иди, бабка, к себе домой чай пить и внучат нянчить...

Тогда бабка взъерепенилась:

- Разрази меня молоньей на этом самом месте, если я ее своими глазами не погляжу! Сейчас всех подруг покличу, и, если не покажешь, — не миновать тебе божьей кары!

И вот по городу Куйбышеву покатилась молва, обрастая, как снежный ком всякими несообразностями. 
Таким образом и была сочинена нелепая история о «наказанной грешнице». 

Итак, по версии некоего В.Кулагина, высказанной по свежим следам, легенда привязана к конкретной квартире №5 в конкретном доме (хотя, сам номер дома не указан, но, уже известно из других источников, 84) на конкретной улице Чкалова. В квартире проживала Болонкина Клавдия Петровна. И эта Клавдия Петровна о легенде узнала от какой-то безымянной старухи, а та, в свою очередь, услышала это от другой старухи по имени Аграфена. 

В пользу реальности чуда, говорит тот факт, что легенда привязана к точному адресу с указанием улицы, дома и квартиры. Обычно, такое бывает в том случае, если именно там что-то произошло. И информация вышла именно оттуда, а, не наоборот, пришла туда, как в фельетоне со стороны от какой о "болезной Аграфены". 

Например, когда в 1981 году в Курске завелся говорящий невидимка в одном конкретном доме, то, именно вокруг этого конкретного дома собралась толпа. Улица ВЧК дом 89. Да людей в Курске собрали слухи, но, слухи не лживые, а правдивые, привязанные к конкретному адресу, потому что именно там что-то произошло.

Обычные же, городские легенды не привязываются к точному адресу. Максимум, к какому-то историческому зданию, церкви, лесу, лугу, озеру и т.д. ("Чертово озеро", "Ведьмин луг", "Черная поляна" и т.д.).

И еще. Почему-то не была задержана та самая "беззубая старуха" за распространение слухов, приведших к массовым беспорядкам. Если ее не наказать, то что ей помещает запустить новую сплетню о новом религиозном "чуде", если предыдущая сплетня имела неожиданно большой успех? 

Да и чтобы другим не повадно было. Даже ее имя не названо. А ведь ее вычислить нет ничего проще. Опросить несколько человек из собравшейся толпы, от кого они узнали о "чуде", и все концы сойдутся на одном источнике. То же мне, бином Ньютона!

Ничего не сказано, вернулась ли на то же место та самая "беззубая старуха" с толпой, которую она же и послала к месту чуда, как и обещала. А ведь такая идейная суеверная активистка должна была вернуться туда, и ее бы могла опознать Болонкина.

Я уж не говорю, что могли бы вычислить и ту самую "болезную Аграфену". Раз уж даже имя ее известно.

А раз этого нет, то, не было и никакой беззубой старухи. А было чудо. И информация о нем разошлась от самих участников вечеринки с выпученными от страха глазами. Но, это нужно было скрыть от общественности, а, потому, выдумали старуху, которая, якобы, и запустила фейк в массы. 

Внутри самого фельетона изложена сама легенда:

на квартире Болонкиной будто бы состоялась вечеринка. Все веселились, танцевали, и только одна из девушек пребывала в печали — для нее не находилось кавалера. И тогда она пошла на святотатство: взяла из переднего угла образ божьего угодника Николая Мирликийского и закружилась с ним в вихре танца под радиолу. Вскоре прогремел гром, в комнате ослепительно сверкнула молния и девушку заволокло дымом. Когда дым рассеялся, оказалось, что небесные силы превратили богохульницу в каменный столб. Так и стоит она с иконой в руках третий день (по другим вариантам «легенды» — восемнадцатый). Пробовали топором подрубать — ничего не действует...
Ну, как и все до единого известные мне патологические отрицатели сверхественного, автор не только лжив, но, и слабоумен. Что значит "стоит третий день". Ведь дни то идут. Если вчера она стояла третий день, то, сегодня четвертый, через неделю 11-й и т.д. Если бы у него были мозги, он бы назвал день, когда произошло событие, согласно легенде, а не сколько дней назад оно случилось.

Что этот безмозгник имел в виду, когда говорил третий или 18-й день? До какого дня парпошло 18 дней? До дня выходы статьи? До дня, когда он услышал эту историю? До дня, когда он начал писать фельетон? До того дня, когда он закончил писать фельетон? До того дня, когда к Болонкиной явилась беззубая старуха?  

А когда была написана статья? Не известно. Напечатана 24-го января.

Вот еще цитата из фельетона: 
...Так обернулся «визит» неизвестной старушки к Клавдии Петровне Болонкиной ранним утром 18 января.
Такова цена сплетни, порожденной больной фантазией кликуши Аграфены.
Наиболее вероятно, от этого дня Кулагин отсчитывает начало легендарных событий. Либо в Новогоднюю ночь на 1 января, либо на старый Новый год в ночь на 15 января. В общем, та вечеринка была в честь Нового года по старому либо новому стилю.

Итак, автор фельетона отрицает вообще сам факт чуда, но, при этом игнорирует простой момент - а была ли в том доме какая-либо вечеринка? Если была, то танцевала ли вообще девушка с иконой? Если танцевала, то, чем все закончилось? Потанцевала и поставила икону на место или упала? Или у нее случился обычный медицинский столбняк? Напиши хоть что-то! Или, хотя бы, напиши, что вообще ничего не было. Ничего не мешало взять интервью у участников вечеринки, которые бы сказали, что ничего подобного там не происходило. 

Да и сама Болонкина могла бы это объяснить автору фельетона. Была вечеринка или нет? Почему именно у нее собиралась молодежь? Были ли у Болонкиной дети, которые могли пригласить на танцы друзей (одноклассников, одногруппников, соседей)? Была ли среди них девушка, к которой не пришел ее парень? Танцевала ли она с иконой? 

Если вечеринки не было, то, какая девушка вообще могла находиться в той квартире? У самой Болонкиной есть дочь, о которой могли сочинить сплетню? И так далее. Кулагин обходит все детали стороной, потому что есть, что скрывать. 

Судя по всему, все участники вечеринки, которых он опросил, подтвердили чудо. Потому, он категорически отказался их упоминать. Одно дело обвинить в фейке посторонних беззубых бабок, другое дело обвинить всех свидетелей участников события комсомольцев атеистов в абсурдном, бессмысленном и опасном для них самих лжесвидетельстве.
К полудню несколько десятков простаков собралось возле злополучного дома. И опять пошли разговоры:
- Покажите нам несчастненькую...

Итак, в тот же день после утренней встречи беззубой старухи с Болонкиной, несколько десятков человек пришли посмотреть на чудо. Их призвала безымянная старуха в ответ на отказ хозяйки дома ей самой зайти в дом посмотреть на чудо.

Автор фельетона вторично называет унизительными эпитетами всех, кто верит в чудо. "Беззубая бабка", "болезная Аграфена", а теперь "простаки" вместо нейтрального "любопытные" или "интересующиеся". То есть, его цель не разобраться объективно, а, воздействуя на эмоции, убедить читателей именно в своей версии событий. Сам то он простак или "сложняк"? Сам то он пошел посмотреть, есть ли там окаменевшая девушка или нет? Об этом он скромно молчит. Как можно разоблачать сплетню, не проверяя? Но это легко объяснить если допустить что правду знает - чудо было. Но, врать не хочет, а говорить правду не может.

Болонкиной и ее соседям вновь и вновь приходилось доказывать, что никакой окаменевшей девушки не было и нет, что таковая вообще в этом доме не проживала и не проживает

Тут мы ловим автора на идиотизме. При чем тут проживала или не проживала в этом доме окаменевшая девушка? Если окаменевшая девушка проживала в доме, то это чудо, а если пришла в гости на вечеринку и окаменела с иконой в руках - то это никакое не чудо? 

Становится еще более очевидно, что цель автора фельетона не правду сказать, а нагородить кучу любой чепухи, отрицая даже то, что отрицать нет никакого смысла, ибо это никого не интересует.

Идиотизм автора усиливается тем фактом, что он сам же, излагая легенду, не заявлял, что, по легенде, девушка проживала в том доме. В легенде этого нет. Зачем это опровергать? 

Болонкиной и ее соседям вновь и вновь приходилось доказывать, что никакой окаменевшей девушки не было и нет, что таковая вообще в этом доме не проживала и не проживает, и, что, если уж граждане очень интересуются, — пусть пройдут в квартиру, посмотрят. Желающие обследовать квартиру №5, конечно, находились. Пристыженные, выходили они во двор, жалея даром потраченное время, и убеждали собравшихся:
- Разойдитесь, граждане. В глупую сплетню верим. Своими глазами все уголки осмотрели — ничего нет.  
- Увезли! — выкрикивала пожилая женщина в черном платке.— Вырубили с половицей и в больницу увезли! 
- Да полы-то целы! Никаких следов незаметно. 
Толпа же все росла и росла. В ней насчитывалось уже несколько сот человек.
Отдельные группы зевак и сейчас, через несколько дней, все еще останавливаются возле квартиры Болонкиной, нарушая покой жителей, мешая уличному движению. 

О! Значит, до написания фельетона ажиотаж таки закончился "через несколько дней". Опять, он не пишет через несколько дней после чего? После 18 января? После того, как автор узнал об этой истории? После того как начал писать фельетон?

От появления легенды до выхода фельетона всего 6 дней. Но, написан то он был на пару дней раньше. То есть, вся описанная им история уложилась, максимум, в 4 дня. 

Среди «паломников» на Чкаловскую улицу было, конечно, немало людей, отягощенных грузом суеверий и предрассудков. Однако, многих привело сюда лишь праздное любопытство. Мы беседовали более чем с тремя десятками стоявших возле дома мужчин и женщин. Почти все они в чудеса не верят, хорошо зная, что чудес на свете не бывает. Отдельные сомневаются. Но и те и другие все же толкутся на снегу, глубокомысленно рассуждая: 

— Постоим — посмотрим. Может быть, и в самом деле, какое-нибудь интересное явление... ...

Значит, все-таки автор фельетона был на месте событий, а не писал из далека по информации из третьих уст. Но, вместо того, чтобы зайти в дом и убедиться лично, что никакого чуда нет, он лишь разговаривает с людьми рядом с домом. И этим людям интересно, что там, в самом деле, произошло, может, увидят какое-то интересное явление. А В.Кулагину не интересно. Он точно знает все, не проверяя. 

Толпа же все росла и росла. В ней насчитывалось уже несколько сот человек. Отдельные группы зевак и сейчас, через несколько дней, все еще останавливаются возле квартиры Болонкиной, нарушая покой жителей, мешая уличному движению.

И так, сначала толпа выросла до нескольких сот человек, а потом таки рассосалась довольно быстро. Все это уложилось примерно в 4 дня. 18 января возникла сплетня, а 24-го уже вышел в газете фельетон. 6 дней. Но, фельетон был написан за день-два до выхода газетной публикации.

Но ведь ночью толпы не было. Ночью даже простаки спят. Тем более январь месяц. Сибирь. Ночью запросто могли увезти окаменевшую девушку. И даже доски в полу поменять, если приходилось отдирать вместе с досками, что вряд ли. А после того уже пускать простаков убедиться, что ничего нет. 

нарушая покой жителей, мешая уличному движению

Толпа не только нарушала покой жителей, но, и мешала аж уличному движению! Это особо опасная для общественного порядка ситуация. Скорая помощь может не успеть спасти жизнь кому то. Пожарная не доедет вовремя до места возгорания. Тысячи рабочих опоздают на работу и т.д.

А "виновниц торжества" не ищут и не арестовывают! Пусть себе продолжают свою подрывную деятельность. А вдруг за ними стоит иностранная разведка? Сегодня они тренируются в Куйбышеве, а завтра в Москве. 

Все это легко объясняется тем что никакой сплетни не было, не было и распространителей сплетни. А было чудо и информация о нем от самих свидетелей комсомольцев атеистов с выпученными глазами. 

Эта история повторилась в Курске где буянил говорящий полтергейст. Там тоже никого не наказали. Виновницу нашли, но, не наказали по официальной версии. Женщина чревовещательница несколько месяцев громким голосом проклинала КПСС, желала смерти Брежневу и прославляла Гитлера в присутствии сотрудников местной милиции и московского КГБ и в них же незаметно для них же кидала камни и разные предметы. И в саму себя тоже. А по официальной версии ее так и не смогли вычислить, но, она сама вдруг призналась чистосердечно. Поэтому, ее и не наказали. Повезло и властям и ей. Вот такие добрые были коммунисты как в Куйбышеве в 1956 так и в Курске в 1981. 

Уместно обратиться с упреком также в адрес городского управления милиции и областного управления МВД. Руководители этих органов, что называется, явно перестарались. Выставленные ими в первые дня на Чкаловской улице усиленные посты и конные наряды милиции отнюдь не способствовали восстановлению порядка, а, наоборот, вызывали кривотолки и повышенный интерес к сплетне.

Какое перестарались? Наоборот, не достарались! Что им было делать? Не оттеснять толпу от советских мирных граждан? Пусть сотни хулиганов атакуют жилой дом, лезут во все окна, пресекают движение транспорта по прилежащей улице, не дают местным жителям просто подойти к своим собственным домам, пусть пугают детей? Зачем тогда вообще нужна милиция и власть? 

А вот почему власти ничего не сделали чтобы найти создателей опасных сплетен - вот это вопрос. А ответ простой. Потому что никаких сплетен не было. Было совершенно естественное распространение правдивой информации. Поэтому и искать некого. 

Такова моя версия. Я считаю что чудо было. Но, какое именно, не знаю. Может шаровая молния влетела в дом и взорвалась. Может, девушка окоченела или остолбенела от этого, но не иконой Николая Угодника, а с иконой Божьей Матери. Или вообще без иконы, а с портретом Ленина, Сталина или Давида Бенгуриона. Может, не девушка а юноша. Или сама Клавдия Болонкина. А потом реальное чудо обросло мифами.

В отличие от истории с говорящим полтергейстом в Курске, где я уверен на 100%, в этой истории я не уверен. Мало информации. Но, по косвенным признакам - чудо таки было.  

***

Кстати, что еще общего у этих двух историй? Улица Чкалова. А звали Чкалова Валерий. Иначе говоря, улица "В.Чкалова". Первые 3 буквы - "ВЧК". Именно на улице ВЧК в Курске происходило чудо.

В Куйбышеве адрес В.Чкалова 84/5. В Курске адрес ВЧК 45 - последние 2 цифры от адреса в Куйбышеве.

И еще одно маленькое чудо. Автор фельетона "В.Кулагин", а муж волшебницы Нинель Кулагиной - Виктор Кулагин. Он активно занимался научными исследованиями Нинель Сергеевны.

***

А теперь, как и обещал, просто прилагаю текст фельетона целиком.

Фотографию газетной статьи с высоким качеством я нашел тут https://drugoigorod.ru/samara_1956/ 


"Дикий случай"
 
К Клавдии Петровне Болонкиной, расчищавшей рано утром снег возле своего дома на Чкаловской улице, подошла старушка. Шамкая беззубым ртом, она спросила:
- Это какая улица?
Клавдия Петровна ответила.
- А дом?
Клавдия Петровна назвала и номер дома.
- А кто хозяйка пятой квартиры?
- Я.
- Ну, тогда, дочка, пойдем скорее, покажи ее, несчастненькую... Ах. какой грех!.. Ах, какое наказание!..

Озадаченная женщина не знала, что и ответить. А старуха между тем всё говорила и говорила. Из её слов следовало, что не иначе, как в квартире Клавдии Петровны, находится «окаменевшая отроковица», и что об этом бабушке еще вчера поведала «болезная Аграфена, на которую почти каждый вечер нисходит божья благодать».

Поняв, наконец, что перед ней суеверный человек, чье воображение поражено выдумкой какой-то кликуши, Болонкина сказала: 

- Никакой тут окаменевшей отроковицы не было и нет. Иди, бабка, к себе домой чай пить и внучат нянчить...

Тогда бабка взъерепенилась:

- Разрази меня молоньей на этом самом месте, если я ее своими глазами не погляжу! Сейчас всех подруг покличу, и, если не покажешь, — не миновать тебе божьей кары!

И вот по городу Куйбышеву покатилась молва, обрастая, как снежный ком всякими несообразностями. Таким образом и была сочинена нелепая история о «наказанной грешнице». Познакомимся с одним из вариантов этой истории.

Как передавали из уст в уста подруги суеверной бабки, а за ними — некоторые другие невежественные люди, на квартире Болонкиной будто бы состоялась вечеринка. Все веселились, танцевали, и только одна из девушек пребывала в печали — для нее не находилось кавалера. И тогда она пошла на святотатство: взяла из переднего угла образ божьего угодника Николая Мирликийского и закружилась с ним в вихре танца под радиолу. Вскоре прогремел гром, в комнате ослепительно сверкнула молния и девушку заволокло дымом. Когда дым рассеялся, оказалось, что небесные силы превратили богохульницу в каменный столб. Так и стоит она с иконой в руках третий день (по другим вариантам «легенды» — восемнадцатый). Пробовали топором подрубать — ничего не действует... 
Смешно? Да, — окажет любой мало-мальски грамотный человек, — смешно и, главное, неумно. Тем не менее, нашлись люди, которые заинтересовались бредом «болезной Аграфены», разнесенным по городу досужими языками бездельниц и бездельников. К полудню несколько десятков простаков собралось возле злополучного дома. И опять пошли разговоры: 
- Покажите нам несчастненькую... 
- Неужели ее так и нельзя оторвать от пола? 
- А может быть ее «святой водицей» спрыснуть? 
- По-моему, лучше подействует медицинский укол... Здесь, по-видимому, какая-то болезнь. 
- Делали и то и другое — не помогает... 
- Пенициллин надо выписать! 
В толпе шнырял какой-то обросший рыжей щетиной субъект, в очках, залепленных воском, и давал «разъяснения»: 
- Здесь нет ничего удивительного, дорогие граждане. Именно таким же образом всевышний покарал жену Лота, превратив ее в соляной столб... Об этом подробно рассказывается в Библии, дорогие граждане... 
Мужчина в сером ватнике возражал: 
- Никакого «чуда» быть не может — все это одна глупость. Столбняк на нее, наверное, нашел. 
Болонкиной и ее соседям вновь и вновь приходилось доказывать, что никакой окаменевшей девушки не было и нет, что таковая вообще в этом доме не проживала и не проживает и что, если уж граждане очень интересуются, — пусть пройдут в квартиру, посмотрят. Желающие обследовать квартиру №5, конечно, находились. Пристыженные, выходили они во двор, жалея даром потраченное время, и убеждали собравшихся:
- Разойдитесь, граждане. В глупую сплетню верим. Своими глазами все уголки осмотрели — ничего нет. 
- Увезли! — выкрикивала пожилая женщина в черном платке.— Вырубили с половицей и в больницу увезли! 
- Да полы-то целы! Никаких следов незаметно. 
- Вот чудак, — обвинял сам себя бородатый дядя, приехавший посмотреть на «грешницу» из Молотовского района. — И все моя старуха: «Съезди, Митрич, разузнай, в чем дело...». 
А сплетня, растекаясь на мутные ручьи и ручейки, текла все дальше. Медицинская сестра психоневрологического диспансера Сорокина, услышав в кино о «чуде», немедленно отправилась на Чкаловскую и, ничего толком не разобрав, ввела в заблуждение работников диспансера. В распространении нелепого слуха ей помогали подруги — Шура и Маша. Начальник одной из служб городского центрального телеграфа Никитина в рабочее время направила на Чкаловскую инструктора Елисееву и телеграфистку Сысуеву. И, хотя, кроме толпы, посыльные ничего не видели, обе они, захлебываясь от удовольствия, целый день рассказывали сослуживцам о «виденном чуде»... 
Толпа же все росла и росла. В ней насчитывалось уже несколько сот человек. Отдельные группы зевак и сейчас, через несколько дней, все еще останавливаются возле квартиры Болонкиной, нарушая покой жителей, мешая уличному движению. 
Среди «паломников» на Чкаловскую улицу было, конечно, немало людей, отягощенных грузом суеверий и предрассудков. Однако, многих привело сюда лишь праздное любопытство. Мы беседовали более чем с тремя десятками стоявших возле дома мужчин и женщин. Почти все они в чудеса не верят, хорошо зная, что чудес на свете не бывает. Отдельные сомневаются. Но и те и другие все же толкутся на снегу, глубокомысленно рассуждая: 
— Постоим — посмотрим. Может быть, и в самом деле, какое-нибудь интересное явление... 
...Так обернулся «визит» неизвестной старушки к Клавдии Петровне Болонкиной ранним утром 18 января. Такова цена сплетни, порожденной больной фантазией кликуши Аграфены. 
Конечно, этот из ряда вон выходящий факт стал возможным потому, что мрак религиозных верований и предрассудков еще затемняет сознание некоторой части советских людей. 
Но это — не столько причина, сколько следствие. Главное, как отмечают в своих письмах в «Волжскую коммуну» читатели Л. Моисеев, А. Фирсов, П. Аминев и многие другие, заключается в том, что в районе, на территории которого объявилось «чудо», а также в других районах города ослаблена политическая работа, научно-атеистическая пропаганда. Здесь уже давно не читается лекций, не проводится бесед на антирелигиозные, естественно-научные темы. А в это время почти под боком у райкома КПСС орудуют сочинители и сеятели нелепых слухов. 
Случай на Чкаловской улице — улице одного из крупных промышленных и культурных центров страны — дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС, забывших о своей обязанности неустанно распространять в массах научные знания, бороться с пережитками прошлого. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из них видели в эти дни, станет для них уроком и предостережением! 
Уместно обратиться с упреком также в адрес городского управления милиции и областного управления МВД. Руководители этих органов, что называется, явно перестарались. Выставленные ими в первые дня на Чкаловской улице усиленные посты и конные наряды милиции отнюдь не способствовали восстановлению порядка, а, наоборот, вызывали кривотолки и повышенный интерес к сплетне.
Большинство советских людей давно освободилось от религиозных верований, от суеверий и предрассудков. Но, у нас есть еще люди, которые находятся под влиянием пережитков прошлого. Помочь им избавиться от заблуждений, ни в коем случае не допуская оскорбления религиозных чувств верующих, а также служителей культа, — такова цель нашей научно-атеистической пропаганды. И если эта пропаганда будет вестись глубоко и систематически, терпеливо и квалифицированно, то возможность таких диких случаев, какой произошел на Чкаловской улице, будет исключена.
В. КУЛАГИН.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Просьба указывать ссылки на ваши профили в соцсетях, чтобы я мог с Вами связаться и обсудить, если ваш комментарий окажется важным.

Матюки и оскорбления по нац. признаку запрещены, потому что из-за них гугл отключает рекламу и я ничего не зарабатываю. Если хотите материться - пишите мне в соцсетях