понедельник, 6 мая 2019 г.

"Во имя Отца и Сына и Святого Духа" - поздняя вставка в Библию. В оригинале на иврите этого не было

В Библии самого слова "Троица" нет, но, есть всего 2 упоминания "Отца, Сына и Святого Духа" в одном предложении. Это 1-е Послание Иоанна 5:7, но он отсутствует во всех имеющихся древних рукописях на древнегреческом языке, а появился впервые в латинском переводе в раннее средневековье. Второй раз встречается в последнем повелении воскресшего Христа в самом конце Евангелия от Матфея:
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, (Мф.28:19)
И этот стих присутствует во всех дошедших до нас древних рукописях на древнегреческом языке. И это вызывает удивление, ведь после смерти Христа апостолы крестили только во имя Христа и ни разу не во имя троих:
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа (Деян. 2:38).
То же самое повторялось еще четырежды в книге Деяний Апостолов (8:16, 10:48, 19:5, 22:16). Что же это получается? Их "Бог" и Учитель в самых последних словах повелел делать одно, а его святые ученики нагло 5 раз делали другое и ни одного разу не сделали так, как велел Христос? Особенно, такой авторитетный ученик, как Петр, "камень", на котором Христос строит церковь свою, и которому передал "ключи Царствия Небесного" (Мф 16:17-18).

Более того, многие отцы церкви первых веков цитируют МФ 28:17 без "троих", а только с Христом. Один Евсевий Кесарийский аж 24 раза цитировал этот стих без "троих" (Подробно все эти цитаты Евсевия приведены тут http://bit.ly/2Ls1YtS ). 

В общем, есть подозрение, что стих дописан, и он должен отсутствовать в древних рукописях. Особенно, учитывая, что подобный стих точно дописан в 1 Послание Иоанна 5:7 "Отец, Сын и Святой дух И сии три суть едино", ибо, он отсутствует во всех имеющихся древних рукописях на древнегреческом языке, а появился впервые в латинском переводе в раннее средневековье. То же самое "от начала Сущий" (Ин 8:25), "Бог явился во плоти" (1 Тим 3:16) и т.д. А этот "крестя из во имя троих" присутствует во всех доступных древних рукописях на древнегреческом. Также, известно, что Матфей - единственный, кто изначально писал свое Евангелие на еврейском языке. Откуда известно? От самых ранних христианских "отцов церкви", из словооборотов в самом тексте, не характерных для греческого, но, характерных для иврита, и из содержания самого евангелия. Оно делает упор на проповедь именно евреям, по-этому, часто цитируется Тора и еврейские пророки, толкуя их в пользу мессианства Иисуса. Логично, что евреям легче проповедовать на их родном языке.

Вот если бы обнаружить текст на иврите, он был бы ближе к первоисточнику. Ибо, церковь пользовалась только греческими писаниями и именно над ними производила манипуляции. А евангелие на иврите лежало себе где-то в сторонке, никого не интересовало, потому и не подвергалось "коррекции".

И я его таки нашел! Но, не в христианском мире, а в иудейском. Каким образом оно там оказалось?

Объясняю по порядку.

В средние века была мода на диспуты между иудеями и христианами католиками, особенно, крещеными евреями.

Раввин Шем тов бен Исаак Ибн Шапрут родился в Турделе (Испания) в середине XIV в. Получив медицинское образование и занимаясь врачебной практикой, он стал известен все же как талмудист и полемический писательОбеспокоенный переходом некоторых испанских евреев в христианство, он написал ок. 1380-1385 гг. антихристианское сочинение «Камень испытанный» (Eben Bohan). В самом конце трактата он приложил текст Евангелия от Матфея на иврите, чтобы было что именно разоблачать. 

Почему именно от Матфея? Потому что именно оно использовалось христианами для обращения в христианство именно евреев. Потому что, как я писал выше, именно Матфей делал упор на толкование еврейских писаний ("Ветхого завета") в христианском понимании.

Раввину нужно было использовать именно христианский текстовый первоисточник, которому доверяют христиане, чтобы была "общая точка отсчета".

Оно дошло до нашего времени аж в 9 экземплярах в различных книгохранилищах. 

И, как вы уже поняли, в нём нет того самого пресловутого "крещения во имя трёх". Вот тот самый фрагмент: 


(Полностью эта рукопись сфотографирована, оцифрована и выложена в формате ПДФ по этой ссылке http://bit.ly/2VF5a9H )

Напоминаю, на иврите текст пишется справа налево, поэтому начинается с квадратика слева в верхней строке и продолжается в рамке на нижней строке.

Вот ссылка на оцифрованный параллельный перевод этого манускрипта прямо на русский язык http://bit.ly/2VLQPrS

Это книга, изданная в 2015 году. Манукян А.С. - "Евангелие от Матфея на иврите в издании Шем-Това ибн-Шапрута (с параллельным русским переводом)". Днепропетровск, 2015 г. 

Там в предисловии значится:
Долгое время манускрипты с этим текстом были малоизвестны в среде ученых и исследователей по ряду причин, это и отсутствие свободного доступа к ним, и малый интерес как со стороны иудейских, так и со стороны христианских исследователей.

В ходе исследований, ряд ученых пришли к выводу, что Шем-Тов ибн-Шапрут поместил в свой трактат не собственный перевод Евангелия по Матфею, с греческого на иврит, а некую более древнюю редакцию оригинального текста Евангелия, написанного Матфеем на иврите. В пользу данного допущения служат обнаруженные в тексте лингвистические обороты, которые присущи только ивриту, определенная «игра слов», которая имеет смысл лишь на иврите.
 
Сегодня известно аж девять основных манускриптов Евангелия от Матфея Шем-Това ибн-Шапрута. Три из них (В,С,H) хранятся в библиотеке в Оксфорде, один в Лейдене(А), один в Британской библиотеке, в Лондоне (Ms. Add. No. 26964), и четыре – в библиотеке Еврейской Теологической Семинарии, в Нью Йорке (D,E,F,G). Одним из самых «авторитетных» на сегодняшний день манускриптов, принято считать манускрипт С (Ms. Opp. Add. 4° 72. Bodleian Library, Oxford)
Могут возразить - так ведь этот хитрый иудей подогнал Евангелие под себя, почему христиане должны ему верить?

Объясняю. Допустим, вы создаете противотанковую пушку. Для  ее рассчетов и испытаний вам нужен настоящий вражеский танк, а не поддельный. Иначе в реальном бою ваша пушка его броню не пробьёт. Изменения вы будете вносить в СВОЮ пушку, а ВРАЖЕСКИЙ танк вы возьмете без изменений. 

О том, что раввин не подгонял этот текст под свое учение можно понять ещё и из того, что главная "точка преткновения" о "непорочном зачатии" совпадает с каноническим содержанием Евангелия, хотя для иудеев это кощунство. Именно с этим они не согласны и высмеивают в первую очередь. А крестить во имя троих или одного - вообще до лампочки, ибо, иудеи само крещение не признают.

Могут еще возразить - так может он случайно пропустил при переписывании? С кем не бывает? Нет! Потому что отсутствует именно конец Евангелия. Самый последний стих. А точнее, его первая часть. Можно допустить, что пропустил что-то глубоко внутри текста, или пропустил несколько букв или слов. А тут пропущено целое предложение! К тому же, "крылатая фраза".

Еще могут возразить, что то подозрительно, что столь ценный документ обнародован только недавно. Но, знаменитые свитки Мертвого моря, содержащие многие отрывки из Библии, тоже найдены в середине 20-го века. Найдены то найдены, а изучены и опубликованы еще через несколько лет. Найдены в 1947 году а первые публикации пошли в 1955. И то не все.  

Что касается нашего евангелия на иврите, то, к нему не относились всерьез даже те кто знал о его существовании. Напомню, само евангелие находится в конце трактата. Не все и не всегда просматривают старинные книги до конца, не все и не всегда, долиставшие до конца, могут читать на иврите, а уж читать не печатный, а рукописный текст со старинным стилем калиграфии, да справа на лево, так вообще, мало кто будет.

Как говорится 
«А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать» (Виталий Кличко)
К тому же не все библиотекари были такими специалистами, кто знает, что, согласно преданию Матфей изначально писал на иврите. Большинство относилось к еврейским евангелиям, как переводу, а не как к оригиналу.

Короче, одни знают о существовании Евангелий на иврите, но не знают, что Матфей изначально писал на иврите, и, потому, не понимали важность и значимость такого документа.

Другие, наоборот, знали, что Матфей изначально писал на иврите, но не знали, что где-то там в каком-то подвале какого-то книгохранилища, в конце трактата прилагается оно самое.

В общем, левая рука не знала, что делает правая. Только уже в наше время, когда пошла тема оцифровки древних книг, стали доставать из чуланов всё старьё, "левая рука" "соединилась" "с правой"

И то, сначала был этап осмысления, переводов, архивирования. Сначала это всё дошло до англоязычного мира, потом до русскоязычного, и, наконец, дошло до меня.

Оказывается, русский перевод появился аж в 2015 году, а я до него добрался только в 2019. Все эти этапы ускорились в последние годы благодаря интернету. Развитие технологий проливает свет на многие вещи. У пророка Даниила очень кратко в 12:4, где говорится о будущем 
"... и умножится ведение".
Первый раз я на это обратил внимание когда осознал что произнесение евреями в Израиле на родном языке "непроизносимого имени Бога" можно услышать когда угодно в архиве израильских радиопередач в интернете. И его произносят именно евреи именно в Израиле как "Иегова", а не "Яхве" http://bit.ly/2VLgRLZ

***

Поддержать мои исследования материально можно  тут http://bit.ly/2XLat4O 

***

8 комментариев:

  1. Лев, спасибо за найденный текст. Но вот знаете, кое-что мне в нём показалось странным.

    В 16:18, в том месте, где во многих переводах упоминается "церковь", в греческом тексте было использовано слово ecclesia (ἐκκλησία), которое означало просто собрание. Но начиная с IV в. это слово на другие языки переводили словами, обозначающими культовое здание: и "церковь" и "church" происходят от греческого kyriakos (κυριακόν), причём это слово изначально обозначало преимущественно языческие храмы (иудейский храм в греческом евангелии назван словом ιερό). Вероятно, эта подмена "собрания" на "здание-храм" была сделана с целью укрепить господство официальной церкви.

    А в подстрочнике указанного Вами текста на этом месте - "Дом Молитвы". Это наводит на мысль, что это всё-таки перевод, притом даже не с греческого, а с другого перевода (в котором данная смысловая подмена уже была произведена).

    Если допустить, что текст на иврите - оригинал, а греческий - перевод, то было бы странно, что "Дом Молитвы" был переведён как собрание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все эти слова в данном случае используются именно в переносном смысле. Раз Петр назван камнем, а не духом, словом, мудростью и т.д., то, надо сказать, что на нем построит буквальное здание. НО всем понятно что Петр не камень в прямом смысле и соответственно здание не в прямом. Так же как ворота ада и ключи от ЦН не в прямом.

      Удалить
    2. "Это наводит на мысль, что это всё-таки перевод"
      -Вы не ясно выражаете мысль. Что именно "ЭТО" всё-таки перевод?

      Удалить
  2. На иврите «церковь» переводится «кнесия», от слова «леканес», то есть собирать.
    «Синагога» – бейт кнесет, буквально «дом собраний».
    Кнесет, изр. парламент – также можно перевести как собрание.

    ОтветитьУдалить
  3. Является ли этот вариант на иврите древнее греческих манускриптов, вот в чём вопрос!

    ОтветитьУдалить
  4. Рекомендую по теме прочитать и эту заметку для сравнения: https://avgrigor.livejournal.com/18082.html

    ОтветитьУдалить
  5. Первые христиане, после смерти апостолов, делились, условно говоря, на Ариан и Модалистов.

    Основные богословские
    доказательства той или иной точки зрения лежат в семантике (смысле) тех или иных отрывков из НЗ и выводимых из них
    логических построений, прямых и непрямых следствий цитат, так сказать.
    Например, при анализе текстов Павла.

    Подобные же "прямые доказательства" тройственности, как в статье, рассчитаны в любом случае, на "народ земли".
    Игнатий приводит тройственность "дерева ( креста), воды (крещения) и крови( Мессии)".
    Всё такое подобное на уровне голой риторики, а не глубинной логики, например, по типу Павла, что Мессия - Образ Б-га Невидимого,а мы должны преображаться в образ Мессии и т.п.

    Имеется ввиду, что "исключением" таких красивых фраз как комма Иоанна
    и прочее, нельзя пошатнуть ни философско-греческих обоснований современного
    богословия,ни других ( не таких наглядных) цитат, которые они приводят в обоснование множественности Б-га,
    в ВЗ и НЗ.

    Всё богословие ислама, буддизма, христианства обычно вооб, других многословных религий, строится как ни странно,
    на скрытой, неявной логике этих учений и текстов.
    Явно противоречащие им цитаты свяшенных текстов отбрасываются или адаптируются ( перетолковываются)

    Это подобно тому как жизнь цивилизации, культура и прочее
    неявно строится на потребностях трехразового питания, регулярного секса, многочасового сна, эгоизме большинства, а вовсе не на голой культуре, разуме, логике или прекрасных идеях.в т.ч. религиозных.

    В общем некий скрытый порядок вещей даже важнее "видимого".
    Отсюда и альтернативщики "копают" - от скрытых и неявных
    моментов, которые не лезут сразу в глаза
    и кажутся делом десятым....

    Это тонкий намёк что подобные "исследования проблем троичности" достаточно бесполезны по сути своей.

    ОтветитьУдалить
  6. То что Матфей писал на иврите,видно из некоторых оборотов речи, например, он часто употребляет выражение "царство небес" которое если переводить на древнегреческий, означает — царство [бога] Урана. Писавшие на греческом такую фразу, естественно, не использовали.

    ОтветитьУдалить